История национального блюда осетин – осетинского пирога – полна символизма, а также интересных событий и традиций, связанных с его приготовлением и употреблением в пищу. Рассмотрим 10 самых интересных фактов об осетинских пирогах.
- Это древняя пища кочевых предков современного народа осетин. В то время употребляемые в пищу блюда не отличались разнообразием, и рацион по большей части был скуден. Готовили тогда без использования дрожжей, поэтому первый осетинский пирог, представлял собой лепешку из бездрожжевого теста. Стоит также отметить, что образ жизни древних народов создавал дополнительные проблемы и неудобства при приготовлении выпечки, поскольку требовалось подготовить продукты и выпекать в печи.
- Символизм осетинского пирога всегда играл особую роль в культуре осетинского народа. Это блюдо выпекается в двух формах. Круг олицетворяет собой землю, а треугольник – ее плодородие. Символизм связан и с тремя пирогами, которые особым образом выкладываются на стол во время праздничного застолья. Верхний - олицетворяет собой Бога, средний – Солнце, а нижний – Землю.
- Мало кто знает, что на траурной церемонии используется всего два пирога вместо трех. В этой конструкции отсутствует средний, символизирующий Солнце, поскольку оно больше не будет светить над покинувшим этот мир человеком. Использование только двух пирогов вместо трех олицетворяет собой также нарушение баланса этого мира, которое произошло вследствие смерти человека.
- Расположение пирогов на праздничном столе также не случайно. По случаю религиозных, национальных или семейных праздников выпечка располагается, как правило, в западной части стола, где сидят представители старшего поколения. Перед тем, как будут прочитаны традиционные молитвы, выпечку необходимо немного раздвинуть, чтобы сверху ее было хорошо видно. Это связано с демонстрацией уважения осетинским народом Бога.
- Разрезание пирога также происходит особым символичным образом. Круглый - разрезается крест на крест, в результате чего образуется восемь треугольников. Каждая выпечка разрезается на четыре части, что образует число семь, имеющее символичное значение, олицетворяя собой вечную гармонию Вселенной. Выпечку при разрезании нельзя поворачивать, все действия выполняются путем расположения руки под углом.
- Обряд, связанный с тремя осетинскими пирогами, совершается не на любом праздничном застолье, а только по случаю больших религиозных, национальных и семейных торжеств. Помимо правильного выставления и разрезания пирогов необходимо также в строго определенном порядке прочесть национальные молитвы.
- Названия разновидностей этого блюда сформированы не случайным образом. В названии пирога отражен его основной ингредиент с добавлением суффикса «джин». К примеру, вариант с картофелем и сыром носит название «Картофджин», а капустный с сыром – «Кабускаджин».
- Тесто, используемое для приготовления этого национального блюда, также претерпело изменения со временем. Если с момента появления пирога использовалось исключительно бездрожжевое тесто, то сейчас в тесто добавляются дрожжи. Древнее тесто, используемое кочевыми народами, называется «ранним», а современное – «поздним» тестом.
- Выпекать необходимо в условиях полной тишины, а волосы на голове должны быть убраны под платок. Поскольку осетинский пирог является религиозным и символичным блюдом, с которым связано множество обрядов и традиций осетинского народа, готовить его необходимо с уважением. Также стоит отметить, что согласно традициям осетин мужчину унижает возня с тестом, поэтому приготовление осетинского пирога – исключительно женская обязанность.
- Особое отношение осетины проявляют к основному пирогу на всех праздничных религиозных застольях. Главным и самым древним считается выпечка с сыром «Уалибах». Он готовится исключительно в тех случаях, когда будут читаться молитвы по древним осетинским обычаям.